Ко мне, Мухтар!

На 7-м этаже.

Шерлок Холмс.

Беспризорная любовь.

Людмила.

Школа лжецов.

Находчивая Мери.

Мытищи.

На обратной стороне луны.

Новогодье.

Многоточье.

Комсомолочка.

Площадь разбитых надежд.

Гимн строителям.

Прощальная. Мухтар

 




Статья "Беспризорная любовь", журнал "Люди и песни"


ДОМАШНЯЯ МУЗА


Элина Мысливцева

Волновались, конечно: как там будет с публикой; ко, оказалось, волновались зря. Аншлаг! Концертный зал переполнен, негде присесть. Юбилейный вечер Александра Косенкова получился радостно-удачным: знакомые песни, цветы, овации. Звучали «Ко мне, Мухтар, дай лапу, верный пес...», «Сначала Яуза была ручьем...» и еще, еще... Стараясь быть незамеченной, тихо скользила в зал и из зала изящная молодая женщина в джинсовом костюме - Алена.
 
«БЕСПРИЗОРНАЯ     ЛЮБОВЬ»


Пристальному наблюдателю ее действия показались бы слишком деловыми: вот тут она с кем-то что-то согласовывает, там просит или даже требует. Ясное дело, концерт от начала до конца должен пройти без досадных накладок, на высшем уровне. И это как раз ее задача - как друга, как импресарио, наконец, как жены; оградить любимого Сашу от утомительной прозы организации концертов. Да, не каждому мужчине, суждено повстречать настоящую свою вторую «половину» - и любимую, и друга, и сподвижника. Косенковым повезло - они одно целое. А начиналось все странно и необычно.

Разные биографии есть в нашей "бардовской тусов­ке» У одних - стабильность, диссертации, публикации, книги, бесчисленные записи. У других - вечные стран­ствия, дальняя дорога, которая «дана тебе судьбой»... В Западную группу войск, но в Восточную Германию, в переполненный совслужащими немецкий городок Вюнс-дорф Александр Косенков, минский исполнитель авто­рской песни и начинающий композитор, попал как пре­подаватель по классу гитары. Еще в юности жизнь этого
«трудного- подростка перевернула старшая сестра Люд­мила, заманив как-то брата в поход с наивным обещани­ем, что там, дескать, в походе, днями и ночами будут звучать песни под гитару, да еще и у костра. Походная жизнь подростку понравилась, а авторская песня стала чуть ли не жизненной потребностью. Минск - город дру­желюбный, общительный. Появились друзья и мудрые наставники, Леонид Рябчиков и Арик Крупп. Круппа Са­ша увидел первый раз на соревнованиях по спортивному ориентированию, которым в то время серьезно занимал­ся. Взяв карту местности и конкретное задание, Алек­сандр пошел к стартовой площадке и тут заметил неко­торое изменение в окружающей обстановке. Оглядев­шись, он у8идел молодого человека небольшого роста, довольно приятной внешности, который подходил к этой самой площадке. «Арик приехал!» - услышал Саша и по­разился, с каким всеобщим выражением любви и уваже­ния смотрели на незнакомца окружающие. Потом стало ясно: Арик для друзей-минчан был бесценным даром не­бес. Его песни любили все. Но он еще умел ценить и творчество других; поразительный факт: голосом Круп па впервые пропели в Минске Окуджава и Визбор, Ники­тин и Высоцкий. Обладая феноменальной музыкальной памятью. Арик, будучи в Москве или Ленинграде, да где бы то ни было, мометально запоминал понравившиеся песни и воспроизводил их потом, в точности сохраняя интонации и манеру автора. Живой магнитофон! Знако­мство, а потом и дружба с таким человеком перевернули мироощущение шестнадцатилетнего Саши Косенкова. «Песни подворотни» были забыты. Саша полностью оку­нулся в романтическую жизнь и сладкое творчество - по­ходы, слеты, концерты, записи теле- и радиопередач. А чтобы общаться с умным и интеллектуальным Крупном, следовало еще погрузиться и в чтение, постоянное са­мообразование: ведь Арик читал все и вся. Впрочем, мо­лодой Косенков читал литературу с удовольствием и с большой пользой для себя.

Первый успех к новому исполнителю пришел в Смоле­нске в 1967 году на очередном слете самодеятельной пес­ни. С песней Стеркина-Рождественского «Крик» Саша за­нял 1 -е место. Хороший вокал и понимание природы авто­рской песни принесли свои результаты. К тому же не прошли даром уроки, полученные когда-то в центральном детском хоре города Минска. Кстати сказать, вместе с Сашей там занимался и будущий солист «Песняров» Ле­онид Барткевич. А в 1968 году минская "делегация» в сос­таве Арика Круппа, Леонида Рябчикова, Иосифа Озерицкого и Александра Косенкова в том же Смоленске забрала все призовые места в номинациях«Исполнитель", «Автор» и «Групповое пение» Арик сказал как-то друзьям: «Вот ес­ли бы Санькину гитару, Ленькин голос и мое понимание песни соединить - получился бы идеальный исполнитель!»

Потом у Саши была армия, десантные войска и возв­ращение в Минск к трагическому событию - гибели Ари­ка. Страшным было это известие, надолго выбило из ко­леи. Только много позже Александр выпустит диск, по­священный его памяти...

Как говорят умные люди, жизнь не стоит на месте, со­вершаются события, происходят перемены. Через год рождается сын Евгений. Александр Чуланов, тележурна­лист, редактор молодежной редакции Белорусского теле­видения, большой знаток и поклонник авторской песни, сделавший тогда первые профессиональные записи практически всех известных и начинающих бардов, приг­лашает Косенкова принять участие в телепередаче "Ветер странствий- Это была удача. Да и сам проект был очень удачным: передача прожила на минском телевидении почти шесть лет. Каждый месяц на экране появлялся соз­данный при участии Александра ансамбль «Ветер стран­ствий» В это благословенное время Саша работает на концертах с известными исполнителями авторской песни. В 1976 году ансамбль становится лауреатом Грушинского фестиваля, а сам Александр, уже как исполнитель - лау­реат фестивалей авторской песни в Минске, Киеве, Одес­се, Риге, Калининграде, Чебоксарах, Репертуар его обши­рен -лучшие песни Галича, Окуджавы, Визбора, Высоцко­го, Круппа, Никитина, Кукина, Берковского, Клячкина и других авторов. Окрыленный творческой удачей, Алек­сандр совершает поступок - поступает в Музыкальное училище им. Глинки по классу гитары. Было ему на тот мо­мент уже 26 лет. Потом опять была Грушинка, и Саша ста­новится дипломантом фестиваля уже как композитор.

И вот теперь учительство в Германии...

Есть такое чудесное место за Окружной дорогой на севере Москвы - Перловка. Там с самого детства и про­живала будущая муза Александра Косенкова - Алена. Как любит повторять Лилия Зиновьевна, мама Алены: «Москва - столица мира, Перловка - пуп земли, здесь все соединяется». Впоследствии чете Косенковых приш­лось увериться в этом вполне.

Алена тоже оказалась в Германии по контракту. Есть любовь с первого взгляда, нету таковой - можно спорить до бесконечности. Александр и Алена уверены - есть. Чем еще объяснить, что весь мир внезапно преобразил­ся, расцвел яркими красками и встал с ног на голову (или наоборот?) и какие уж тут контракты или обязательства по службе. Встречи, расставания, мучительные раз­думья и, наконец, решение, принятое влюбленными пе­ред отъездом Александра на родину - если Саша в Минске садится в поезд к Алене (она ехала из Германии в Москву), то это навсегда. Если же нет.,. В назначенное время Александр появился в вагоне, и жизнь обоих круто изменилась. Потом было знакомство с мамой Алены, Ли­лией Зиновьевной, заявление Алены о расторжении контракта в Германии, где невеста четко и ясно указала причину - любовь. Александр Косенков все оставил быв­шей жене и сыну, в Перловку приехал с одной гитарой. Жизнь приходилось начинать почти с нуля.

Ну что ж - с нуля так с нуля. И молодая пара ищет творческую работу в Москве. А такая работа все-таки волк - чуть зазеваешься, тут же в лес к костру и убежит. Но, к счастью, встречаются в нашей жизни добрые, не­равнодушные люди. Благодаря такой встрече Александр оказался в Москонцерте. Началась активная концертная деятельность. Случалось порой до шести концертов в день и гастроли, гастроли. Кстати, по иронии судьбы, од­на из первых поездок опять в Германию. «И в какой сто­роне я ни буду, по какой ни пройду я тропе, я Германию ввек не забуду...» Да, получается эта мировая сторонка рефреном проходит по жизни семьи Косенковых.

Спустя короткое время последовало приглашение на телевидение. Александр работает на Московском кана­ле. Одновременно Саша и Алена ставят музыкальный спектакль о Высоцком. Удачная постановка, в которой супруги выступили в качестве исполнителей и сорежис­серов, прожила полтора года.

В 1991 году у Косенковых родилась дочка Алисочка. Совсем скоро после этого радостного события рухнул Советский Союз, похоронив под обломками все - накоп­ления, работу и саму культуру, которая стала вдруг нико­му не нужна. Трудно было выживать, тем более с груд­ным младенцем на руках. Доходило до того, что не на что было купить молока. В конце концов сильные неунываю­щие супруги находят некий выход из положения, о кото­ром сейчас не стоит говорить, и вытаскивают себя из нужды. Тем временем Александр снова выступает с кон­цертами. Жизнь налаживается.

И вдруг как гром среди ясного неба - внезапно погиба­ет тринадцати месячная любимая дочка. По нелепой слу­чайности врач «неотложки» своими непрофессиональными действиями погубил ребенка. Что пережили Александр и Алена Косенковы- лучше не знать никому. Со смертью доч­ки, казалось, свет погас и иссякла воля к жизни. Какие уж тут концерты! Чтобы как-то прийти в себя Саша и Алена едут в ту же Германию к друзьям. В то время там уже обос­новались многие их знакомые. Супругов бережно передают из дома в дом, сочувствуют, стараются отвлечь от горест­ных неотвязных мыслей. Дружеское участие - лучшее лека­рство, Два месяца путешествия по городам Германии подходят к концу, пора возвращаться домой. На последние 600 марок решено купить машину, пусть старенькую, но очень нужную семье. Сказано - сделано. Саша и Алена садятся в свежекупленное авто и едут домой. Впереди 3000 кило­метров и три страны. Несложное, казалось бы, дело, - про­катиться через Европу, если только не брать в расчет ма­ленький нюансик - ни у Саши, ни у Алены нет водительских прав и необходимой для провоза машины страховки. Одна­ко Александр вполне уверен - для бывшего десантника по­добных проблем не должно существовать. Сели в машину и прибыли домой благополучно. Остановили их полицейские только один раз в Восточной Германии, но, столкнувшись с бодрым заявлением Алены, что они мол «руссо туристо, облико морале», что они вообще не понимают местного языка, особенно слова «ферзихерунг» (страховка! и «фю-рершайн» (права), местные стражи порядка решили не свя­зываться с непутевыми русскими и отпустили "бесправ­ных» москалей на все четыре стороны. Мама Алены, рас­сказывая эту историю знакомым, всегда со значением при­бавляла: «Саша-то ведь у нас десантник...»

Жизнь идет... Через полтора года рождается сын Артур. Его появление снова возвращает радость и воодушевление в семью. А вскоре переезжает жить в Перловку из Минска и старший сын Александра - Женя. Он стал отличным звуко­режиссером и успешно работает в шоу-бизнесе.

Грустная пора проходит. Александр Косенков долго ни­чего не писал, заледеневшая от горя душа оттаивает мед­ленно и долго. Но в 1995 году давний товарищ, поэт Вла­димир Топоров предложил написать песню в подарок» го­роду Пыть-Ях. Песня городу - это что-то новенькое. Алек­сандр блестяще исполняет заказ. Все довольны и вооду­шевлены. Да так, что на презентации песни глава Нефте-Юганского района просит написать песню и для его райо­на. Так началось возвращение в творчество. Заказы посту­пают от глав городов и от «частных» людей на песни в по­дарок-себе и друзьям. Хорошая песня о городе обречена на долгую жизнь и частое исполнение. Горожане благо­дарно воспринимают такие гимны, ведь в них поется об их малой Родине. Так случилось и с песней о Мытищах, горо­де родном теперь не только для Алены, но и для Александ­ра и их сына Артура. Ее поют с удовольствием и знают мно­гие мытищинцы. «Сначала Яуза была ручьем..."

Володя Муравьев. Боря Вахнюк и другие друзья поз­вали Сашу на Грушинский фестиваль, - давно не был, поехали! И вот в 2000 году, спустя долгих 15 лет, Алек­сандр Косенков на Грушинской горе уже как «почетный гость» исполняет свою новую песню «Прощальная». Оче­видцы говорят, что ее сразу запела вся «гора». После «Грушинки» Александр желанный гость в «Гнезде глуха­ри», на других сценах и площадках Москвы.

Супруги Косенковы порой выступают вдвоем. Петь вместе они стали случайно. Совместное творчество пон­равилось. Даже диск выпустили, где поют дуэтом. Алек­сандр считает, что два человека в его жизни сильно по­влияли на его творчество - Арик Крупп и Алена. Арик отк­рыл ему мир авторской песни, а встреча с будущей же­ной изменила интонации его песен, захотелось писать блюзы. «Я для нее 30 блюзов написал». Вообще дисков у Александра уже несколько. Первый был выпущен в 1996 году - «Запомни меня». В 2000 году вышел второй - «Я тебя люблю», потом новый диск - «Беспризорная лю­бовь». Название ему дала замечательная песня о любви к Алене. Через два года Саша записал диск с песнями своего друга Арика Круппа «Хочется жить». А совсем не­давно выпущен диск к юбилею самого исполнителя и композитора, называется он «Вверх по лестнице».

Александр Косенков давно успешно работает в соав­торстве с поэтом Евгением Муравьевым. Их сотрудниче­ство оказалось очень плодотворным. Многое измени­лось в мире авторской песни за полвека его существова­ния. То разрешали жить этому культурному феномену, то запрещали или слегка не приветствовали. В 1960-х бар­довские концерты собирали стадионы, в начале нового века порою трудно собрать даже небольшой зал. Круто изменившаяся реальность диктует свои законы. Многие и многие забыли о существовании музыки, театра, иску­сства вообще. Одни нырнули глубоко в бизнес, другие просто заняты выживанием, третьи ринулись во все уголки мира, как только распахнулись ворота границ Со­ветского Союза - родины авторской песни. Да и сами песни меняются - меньше лирики, больше рока. Однако не так уж все плохо, полагает Александр Косенков. Бар­довская песня имеет своих слушателей и почитателей, а многие авторы и исполнители работают для телевиде­ния, радио и кино. Большие залы трансформировались в небольшие частные концерты. Но бывают и крупные кон­цертные программы. К разряду таких относятся несколь­ко воплощенных в жиэнь проектов, организованных вер­ной Аленой Косенковой. Она все эти годы самый близ­кий помощник и опора любимого человека. Кстати, бла­годаря Саше, Алена начала активно заниматься органи­зацией, концертов с участием многих известных сегодня артистов, музыкантов, писателей. Несколько больших представительных концертов в Мытищах «Ведущие рос­сийские барды» - ее работа. Алена успевает все - прек­расный организатор, интересный собеседник, психолог для друзей, хлебосольная хозяйка, способная создать атмосферу любви и уюта в доме.

Она-то и есть любимая женщина и муза Александра Косенкова.


Kosenkov